Эрмитаж продает свою коллекцию в NFT
Осенью музей продаст токены пяти картин из своей коллекции. О современном рынке криптоискусства и правовых аспектах владения NFT-копиями музейных объектов в публикации IP BLOG.
Государственный Эрмитаж токенизирует и продаст с молотка цифровые копии пяти произведений: «Мадонны Литта» Леонардо да Винчи, «Юдифи» Джорджоне, «Куста сирени» Винсента Ван Гога, «Композиции VI» Василия Кандинского и «Уголка сада в Монжероне» Клода Моне. Юристы считают оцифровку полотен хорошим средством фандрайзинга и популяризации искусства, однако советуют потенциальным покупателям не заблуждаться насчет юридического смысла таких сделок.
Токены произведений будут выложены уже в конце августа, а аукцион на платформе Binance состоится осенью. Как пояснил юрист, руководитель юридической компании LFCS Legal Support Юрий Брисов, сопровождавший сделку с Binance со стороны Эрмитажа, музей не хотел копировать опыт Галереи Уффици и других мировых собраний, которые выпускают токены простых цифровых копий шедевров.
NFT-токены Эрмитажа будут самостоятельными арт-объектами, включающими три файла. Это непосредственно репродукция картины с подписью директора музея Михаила Пиотровского, видео, на котором Пиотровский подписывает работу и рассказывает о ней, и удостоверяющая криптографическая подпись. При этом исключительные права на новое произведение — цифровую копию картины с видеокомментарием — будут закреплены за музеем.
На каждую картину придется по два токена, один останется у Эрмитажа, второй будет продан на Binance. По словам Брисова, покупатель токена как минимум получит право на перепродажу работы. Однако, сделка на маркетплейсе может включать и тот или иной вид лицензии, например, право выставлять репродукцию или печатать ее на футболках.
Партнер юридической компании Claims Анастасия Кузнецова отметила, что отсутствие прямого запрета и реактивности в регулировании крипто-рынка оставляет за музеем возможность выбора подходящей юридической оболочки сделок с NFT.
По словам эксперта, сейчас регулирование крипторынка тяготеет к ужесточению контроля, да и скорость нормотворчества в этой области невысока. Но есть надежда, что сделки NFT со временем обретут более осязаемые правовые очертания.
Производство официальных цифровых копий предметов коллекции, снабженных уникальным кодом в блокчейн-сети — вполне легитимный инструмент внебюджетного финансирования и популяризации собрания, отметила генеральный директор IPCodex Наталья Полианчик. Главное, чтобы музейный предмет был в общественном достоянии — в противном случае разрешение на цифровизацию может дать только автор. Наталья полагает, что выпуск токенов может оказаться полезен в кампаниях по сбору средств, например на реставрацию той или иной работы.
Вопреки разговорам об отсутствии специального регулирования криптовалютного рынка, ничто не мешает музею разместить токены картин на маркетплейсе хотя бы в порядке эксперимента, отмечает юрист по интеллектуальной собственности, автор телеграм-канала «вычислить по IP» Анастасия Сковпень.
Так или иначе, наблюдатели сходятся в том, что NFT едва ли перевернет рынок авторского права. Сковпень отмечает, что этот подход, как и ранее предложенная сообществу лицензия Creative Commons, вряд ли станет повсеместной практикой и скорее останется особенностью отдельных площадок.
Другие эксперты крайне осторожно оценивают перспективы NFT. Так, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский задается вопросом о том, кто и зачем, захочет такие произведения приобрести.
По словам председателя комитета, дело осложняется тем, что NFT-среда до сих пор склонна путать цифровое искусство и права на него с торговлей хэш-кодами.
Председатель правления «Сообщества пользователей авторских и смежных прав» Анатолий Семенов, в свою очередь, отметил, что применительно к музейному делу об NFT неправильно говорить в терминах интеллектуального права.
В то же время эксперт отметил, что стремление музея популяризовать коллекцию и пополнить бюджетные фонды можно только приветствовать.
Покупка NFT не несет практически никакого смысла, кроме «ощущения собственности», ощущения, что вам принадлежит нечто коллекционное, редкое, подтверждает президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев.
Советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Елена Авакян, в свою очередь, отмечает, что NFT — всего лишь удобный способ продавать в цифровой среде вещи, наделенные индивидуальными признаками. Это техническое новшество само по себе ничего не добавляет институту интеллектуального права.
Отсюда, если условия сделки предполагают передачу прав на токенизированный объект, владелец токена сможет получить доход от распоряжения интеллектуальной собственностью. Если же это не оговаривается, исключительное право как было за автором, так за ним и останется.
Елена Авакян сравнила NFT с популярными в свое время арт-ПИФами, закрытыми паевыми инвестиционными фондами художественных ценностей.
Между тем, Эрмитажу уже пришлось столкнуться не только с положительным потенциалом NFT, но и с рисками их использования. Как сообщает официальный телеграм-канал музея, немецкий музыкант Тилль Линдеман выложил на одном из маркетплейсов серию NFT посвященных съемкам клипа «Любимый город».
Клип снимался в интерьерах Эрмитажа, в кадре присутствуют многочисленные музейные предметы, однако, в договоре с исполнителем было четко прописано, что нигде, кроме клипа эти изображения использоваться не могут. Музей отправил музыканту предупреждение еще на стадии подготовки прокета NFTill, но тот предпочел проигнорировать претензию. Что ж, в качестве пионера, музею приходится практически одновременно пожинать и полезные и горькие плоды технологии.
Смысл покупать копии картин, перешедших в общественное достояние? Их и так разрешено воспроизводить, продавать или печатать на футболках.
На самом деле ситуация немного иная.
В статье 36 ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" указывается, что: "Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев."
Исходя из этого, если объект входит в Музейный фонд РФ, то "воспроизводить, продавать или печатать на футболках" можно только с согласия музея.
Судебная практика идет по аналогичному пути и указывает, что такое положение закона не противоречит доктрине свободного использования произведений, перешедших в общественное достояние.
Так не все картины перешли в общественное достояние. Данная статья, скорее всего, касается этой категории.
Ребята, вы больные на всю голову. Просто дебилы. Других слов нет.
Тилль опять ведёт себя по-мудацки. Эпатаж и провокации мне понятны, игнорирование напоминаний о нарушении договоренностей – ну это себя не уважать.
Эрмитаж - кринж 2021
Каждый такой токен должен включать в себя большую понятную надпись "Я не лох". И чем больше купишь, тем больше не лох.